Цветовая схема: C C C C
Размер шрифтов: A A A
Изображения

КОНТРОЛЬНО СЧЕТНАЯ ПАЛАТА

городского округа город Воронеж

09.03.2010


Контрольно-счетная палата начала деятельность с 7 декабря 2005 года, когда был сформирован постоянно действующий орган финансового контроля и по представлению председателя Воронежской городской Думы второго созыва С.М. Колиуха на должность председателя КСП была назначена Лариса Михайловна Дорохина.

Первые же проверки показали, что городская администрация (в то время под руководством Б.М. Скрынникова) в отсутствие системного и независимого финансового контроля не выработала внутренних стимулов к эффективной и рациональной деятельности.

Становление контрольного органа происходило, с одной стороны, при поддержке депутатов городской Думы, с другой, при некотором неприятии администрацией города новой, и по существу единственной формы финансового контроля ее деятельности.

За четыре года (2006 - 2009) количество реализованных мероприятий значительно возросло - с 47 в 2006 году до 102 в 2009. Соответственно увеличилось количество объектов контроля. В 2009 году контролем было охвачено 119 объектов (в 2006 году – 39, в 2007 – 57, в 2008 – 56).

Анализ стоимостной оценки выявленных нарушений показывает, что на фоне отмеченного усиления контрольной функции имеет место укрепление финансовой дисциплины:
- 2006 год   —    выявлено нарушений на    2 379 275 тыс. руб.;
- 2007 год   —    3 226 385 тыс. руб
- 2008 год   —    1 674 304 тыс. руб
- 2009 год   —    1 010 090 тыс. руб.

В 2009 году апробирована новая концепция сотрудничества администрации и КСП в целях принятия мер по итогам проведенных проверок. В Регламенте администрации появился детально проработанный с учетом пожеланий КСП порядок работы администрации, ее структурных подразделений, муниципальных предприятий и учреждений при проведении проверок.

Данный порядок предусматривает, что в целях устранения выявленных нарушений издается не только представление или предписание органа финансового контроля, но и распоряжение главы городского округа, которым утверждается план мероприятий с указанием конкретных сроков и ответственных лиц. Завершение работы по устранению нарушений оформляется отчетом, утверждаемым главой городского округа.

В прошедшем году по результатам рассмотрения 17 информационных писем, направленных в адрес главы городского округа, а также 34 представлений (из них по контрольным мероприятиям 2009 года – 23) и 8 предписаний выпущено 12 распоряжений главы. Администрацией городского округа в 2009 году представлены утвержденные главой городского округа отчеты о принятых мерах по результатам 23 проверок.

Проводимая совместно с администрацией работа позволила добиться принятия мер по устранению большинства выявленных нарушений и недостатков, а также по предупреждению их возникновения.

Так, из общего количества 240 пунктов представлений и предписаний по 215 пунктам (90%) приняты меры к устранению нарушений.
Как следствие, возрос экономический эффект от проведенных проверок, в том числе для бюджета городского округа. Так, если по итогам проверок за 2007 год к возмещению в бюджет было предъявлено 14 074 тыс. руб. (фактически на начало 2008 года возмещения не было), то за 2008 – 2009 годы в результате совместной работы экономический эффект для бюджета составил порядка 116 000 тыс. руб., в том числе за 2009 год (по имеющимся данным на начало 2010 года) - 59 385 тыс. руб.

По представлению КСП приведены в соответствие с законодательством нормативные акты, регламентирующие сдачу в аренду муниципального имущества. Введена в практику обязательная рыночная оценка размера арендной платы, отменены необоснованные льготы. По итогам проверок устранены нарушения, связанные с занижением размера арендной платы, арендаторам произведены доначисления, в результате поступления в бюджет увеличились на 8,6 млн. руб. Произведена оценка и приведен к рыночной стоимости размер платы за размещение оборудования и антенных систем операторов сотовой связи, что позволило более чем в 6 раз увеличить поступления в бюджет по этой статье доходов.

Самое пристальное внимание на протяжении всей своей деятельности КСП уделяла сфере размещения муниципального заказа. Результатом этой работы стала совместная с администрацией разработка и утверждение Регламента формирования и исполнения муниципального заказа, одной из особенностей которого является требование экономического обоснования начальной цены контракта. С этой же целью в уполномоченном органе организована проверка строительной документации, ведение реестра оферт поставщиков, методическая работа с заказчиками. Данные меры позволили сэкономить более 7 млн. руб. бюджетных средств еще до проведения конкурсных процедур. Утвержден Порядок заключения долгосрочных контрактов на выполнение работ с длительным производственным циклом. Введено в практику обеспечение заявок на участие в торгах, а также контроль за исполнением муниципальных контрактов.

В сфере управления жилищным фондом отменен ряд устаревших и не соответствующих законодательству нормативных актов. Прекращено функционирование незаконного и непрозрачного внебюджетного фонда, из которого финансировались работы по ремонту квартир. Упрощена и дебюрократизирована процедура перевода жилых помещений в нежилые.

По итогам проверки районных дирекций единого заказчика ЖКХ было принято постановление главы городского округа, определяющее порядок расходования средств НДС, возмещенных из федерального бюджета. Направление их на оплату исполнительных листов позволило сократить задолженность бюджета и муниципальных учреждений на 108 млн. руб.

Особое внимание уделялось деятельности образовательных учреждений и, в частности, организации питания учащихся. Был проанализирован и обобщен опыт других регионов, разработана конкурсная документация, отвечающая требованиям качества и безопасности питания. С участием КСП создана рабочая группа, осуществляющая проработку вопросов применения различных форм организации питания.

Управление деятельностью муниципальных предприятий приводится в соответствие с требованиями законодательства. Утверждены положения о муниципальном задании и его финансовом обеспечении для МКП «Воронежгорсвет» и «Воронежский жилищно-коммунальный комбинат». Проводится работа по сокращению числа МУПов, осуществляющих деятельность, не относящуюся к полномочиям местного самоуправления.

В сфере городского дорожного хозяйства и благоустройства прекращена деятельность аффилированных ООО, получавших подряды и использовавших муниципальную спецтехнику. Созданы шесть муниципальных автономных учреждений, наделенных необходимым имуществом и осуществляющих полномочия по содержанию улично-дорожной сети.

По результатам проверок проведения капитального ремонта многоквартирных домов за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, областного и городского бюджетов администрацией пересмотрена нормативно-правовая база, закреплена ответственность структурных подразделений и получателей средств, организован контроль за работой управляющих организаций и подрядчиков. Эффективность этих мероприятий в настоящее время проверяется, однако уже сейчас можно отметить отсутствие массовых нарушений финансовой дисциплины, требований к срокам и качеству выполнения работ, характерных для 2008 года.

В рамках экспертно-аналитической работы подготовлено 43 заключения на проекты правовых актов, что на 30% превышает количество заключений, подготовленных в 2008 году. Заключения КСП рассматривались на комиссиях городской Думы и учитывались при принятии решений представительного органа. Первая экспертиза КСП была проведена по отчету администрации об исполнении бюджета 2005 года, который составлял всего 5,22 млрд. рублей по доходам и 5,65 млрд. рублей по расходам.

При составлении заключений на бюджетные проекты постоянно обращалось внимание на имеющиеся резервы пополнения налоговых и неналоговых доходов. Например, при принятии бюджета 2008 года доходы и расходы увеличены по сравнению с первоначальным проектом решения на 550 млн. руб.
При утверждении бюджета 2010-2012 годов принято предложение КСП об увеличении плана по налоговым доходам на 175 млн. руб., в том числе: НДФЛ - 150 млн. руб., ЕНВД - 5 млн. руб., земельный налог - 20 млн. руб.

В настоящее время по сравнению с 2005 годом бюджет увеличился более чем в 2 раза и сформирован в следующих параметрах: общий объем доходов 11,06 млрд. рублей, расходов 11,37 млрд. рублей.

Результатом конструктивной реакции на представления и замечания КСП стала проведенная работа по погашению кредиторской задолженности бюджета, которая за тот же период сократилась с 1 865 до 192 млн. руб. (с 33 до 1,6% расходов бюджета), а размер недофинансирования бюджетных обязательств на конец финансового года - с 1 062 до 5 млн. руб.

В настоящее время из бюджета исключено необоснованное субсидирование убытков муниципальных предприятий (например, МУП БПХ «Чайка» на 2009 год предлагалось 1650 тыс. руб.).

В целях совершенствования технологии контрольно-ревизионной и экспертной деятельности разработаны и утверждены методические рекомендации, в том числе: по осуществлению контроля реализации результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, проведению экспертизы проектов нормативных правовых актов городского округа на предмет коррупциогенности, экспертизы проектов муниципальных целевых программ, по проведению проверок финансово-хозяйственной деятельности муниципальных учреждений, размещения муниципального заказа, эффективности реализации муниципальных целевых программ. В соответствии с требованиями Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и в целях реализации принципа гласности информация о результатах проверок размещается на интернет-сайте КСП (www.ksp36.ru), а также в разделе на сайте «Счетные палаты России» (www.ach-fci.ru). По решению жюри Всероссийского конкурса интернет-сайтов «Прозрачный муниципалитет. Контрольные органы в Интернете», учрежденного Институтом муниципального управления, электронным журналом «Энциклопедия местного самоуправления» и газетой «Местное самоуправление», сайт Контрольно-счетной палаты занял второе место и награжден диплом. За 2009 год сайт посетило 15 268 человек, что почти в 2 раза больше, чем в предыдущем отчетном периоде. Контрольно-счетной палатой заключены соглашения и осуществляется взаимодействие (в том числе в форме совместных проверок) с Прокуратурой Воронежской области, Главным управлением внутренних дел, Управлением Федеральной антимонопольной службы, Управлением Федеральной налоговой службы и Контрольно-счетной палатой Воронежской области.

В октябре 2009 года на семинаре-совещании руководителей контрольно-счетных органов муниципальных образований создан Союз контрольно-счетных органов Воронежской области, основная задача которого – совершенствование и развитие системы внешнего финансового контроля. Председатель КСП городского округа город Воронеж избрана заместителем председателя Союза.

Контрольными и экспертно-аналитическими мероприятиями в прошедших годах были охвачены важнейшие объекты городского хозяйства и социально-культурной сферы. Особое внимание было уделено вопросам эффективности использования муниципальной собственности и размещения заказов для муниципальных нужд. Тематический подход дал положительный результат, и при планировании работы на 2010 год основными принципами также стали комплексность, системность и тематическая направленность мероприятий.

Учитывая комплекс острейших проблем, имеющихся в жилищно-коммунальном хозяйстве, в планах КСП проведение проверок городских жизнеобеспечивающих предприятий, таких как МКП «Воронежтеплосеть», МУП «Воронежская горэлектросеть», МКП «Производственное объединение по обращению с отходами», МУП «Водоканал Воронежа», муниципальных автономных учреждений, осуществляющих деятельность в сферах городского хозяйства и благоустройства. За четыре с небольшим года работы удалось сформировать реально действующую систему финансового контроля во всех сферах городской жизни, базирующуюся в своей основе на конструктивном взаимодействии с исполнительным и представительным органами.

Считаем необходимым и дальше развивать эти формы сотрудничества, оказывать всестороннее содействие городской Думе и администрации по повышению эффективности деятельности участников бюджетного процесса, использования муниципальной собственности и результативности бюджетных расходов.


Количество показов: 3632

Возврат к списку