Контрольно-счетная палата
городского округа город Воронеж
КСП

КСП
  ОСНОВНОЕ МЕНЮ   МЕНЮ РАЗДЕЛА

Заседание комиссий Воронежской городской Думы

Заседание комиссий Воронежской городской Думы

25.06.2018 25 июня на совместном заседании постоянных комиссий Воронежской городской Думы рассмотрены результаты шести проверок Контрольно-счетной палаты.

В заседании приняли участие: заместитель председателя Воронежской городской Думы Провоторов А.А. и депутаты Воронежской городской Думы, от КСП Воронежа – заместитель председателя Коломийцева И.Б., от администрации городского округа –  руководитель управления образования и молодежной политики Кулакова Л.А., руководитель управления жилищных отношений Зацепин О.Ю., руководитель управления имущественных и земельных отношений – Махортова Н.Б. и другие должностные лица.

1. Отчет о результатах проверки законности и результативности использования бюджетных средств, выделенных управлению жилищных отношений в рамках подпрограммы «Молодой семье – доступное жилье» МП «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения городского округа город Воронеж» в 2016 году и за 8 месяцев 2017 года.

Проверкой установлено, что в 2016 году социальные выплаты получила 21 семья, расходы составили 21,8 млн. руб., из них средства городского бюджета – 7,99 млн. руб. В 2017 году получили выплаты – 16 семей, расходы составили 16,3 млн. руб., из них средства городского бюджета – 6,6 млн. руб. Проверкой установлено, что в городском округе отсутствует единый Порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья, предусматривающий перечень процедур, необходимых для признания молодых семей нуждающимися. Все вышеуказанные процедуры регламентируются различными нормативными правовыми актами.

В ходе проверки установлено, что две молодые семьи, получившие социальные выплаты в 2017 году, информацию об условиях проживания с предыдущего места жительства не представили. Кроме того, указанные семьи незадолго до включения в список участников программы переселялись в жилые помещения меньшей площадью, тем самым ухудшая условия проживания. В результате при предоставлении выплат УЖО допущены нарушения Порядка предоставления субсидий (утв. постановлением правительства ВО от 29.10.2015 № 834) на сумму 2,042 млн. руб.

Большая часть молодых семей не использует дополнительные средства в достаточном объеме, а некоторые используют для приобретения жилья только средства субсидии. В 2016 году и за 8 месяцев 2017 года с заявлениями о признании нуждающимися в жилых помещениях обратилась 251 семья, а с заявлениями о признании достаточных доходов только 113 семей. Основные причины – отсутствие у семей необходимых документов, подтверждающих достаточные доходы для получения кредита.

В ходе проверки установлены нарушения Инструкции о делопроизводстве, приказов ДСП ВО, приказов УЖО в части делопроизводства, хранения документов, заполнения журналов (на бумажном носителе и в электронном виде). Управлением жилищных отношений не был утвержден локальный акт, предусматривающий Порядок ведения реестра молодых семей.

По результатам проверки акт направлен в прокуратуру города Воронежа, руководителю Управления – представление. Прокуратура города поддержала позицию КСП в отношении двух молодых семей, не предоставивших информацию необходимую для признания их нуждающимися в предоставлении жилых помещений. В адрес главы городского округа направлено представление от 22.12.2017 об устранении нарушений. В отношении указанных семей проведена повторная проверка, запрошены необходимые документы.

На текущий момент представление выполнено в полном объеме. Приведена в соответствие действующему законодательству муниципальная правовая база по вопросу предоставления молодым семьям социальных выплат.

Итоги проверки приняты депутатами к сведению.

2. Отчет о результатах проверки законности и результативности использования бюджетных средств, выделенных управлению жилищных отношений в рамках подпрограммы «Снос расселенных аварийных многоквартирных домов» МП «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения городского округа город Воронеж», а также исполнения представления, направленного по результатам проверки в 2016 году.
Проверка, проведенная в 2016 году, показала, что управлением жилищных отношений не в полном объеме осваивались бюджетные средства, выделенные в рамках подпрограммы (освоено 36% плановых назначений). НМЦК, определенная проектно-сметным методом, была значительно выше рыночной стоимости работ по сносу. Складывающаяся по результатам торгов экономия перераспределялась УЖО на выполнение других мероприятий. В результате количество расселенных, но не снесенных домов ежегодно увеличивалось. Для устранения выявленных нарушений руководителю управления направлено представление от 18.10.2016 № 1008-04. В 2017 году проведена проверка исполнения представления, которая показала повышение эффективности работы управления жилищных отношений по сносу аварийных домов. При плане 16,8 млн. руб. было освоено 16,78 млн. руб. Снесено 56 домов, что более чем в 2,5 раза превышает показатели 2016 года (21 дом) и на 46% больше установленного целевого показателя подпрограммы на 2017 год (30 домов).

В 2017 году НМЦК определялась УЖО методом сопоставимых рыночных цен, в результате экономия бюджетных средств по результатам торгов составила 1,8 млн. руб. Проведенный КСП мониторинг стоимости сноса аварийных домов показал, что в Воронеже стоимость сноса почти вдвое ниже рыночных цен, сложившихся в городах других регионов.

Внесены изменения в распоряжение от 14.07.2015 № 526-р – установлен срок проведения мероприятий по государственной регистрации права муниципальной собственности на жилые помещения, расположенные в расселенном многоквартирном доме, – в течение двух месяцев с момента его расселения.

Вместе с тем проверкой отмечено, что исполнение мероприятий по сносу аварийных домов в отдельных случаях затягивается по объективным обстоятельствам, обусловленным длительностью как судебных разбирательств по выселению собственников, так и процедуры передачи в собственность муниципалитета федеральных объектов.

В ходе проверки выявлены отдельные нарушения сроков оплаты контрактов, а также нарушения в сфере закупок, касающиеся размещения информации в ЕИС. Данные нарушения были устранены управлением жилищных отношений уже в ходе проверки.

Итоги контрольного мероприятия приняты депутатами к сведению.

3. Отчет о результатах проверки эффективности внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, осуществляемых управлением образования и молодежной политики.
На управление образования и молодежной политики в соответствии с требованиями ст. 160.2-1 БК РФ возложены полномочия по проведению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита. В городском округе Порядок осуществления главными администраторами средств бюджета ВФК и ВФА утвержден постановлением администрации от 30.12.2014 № 2683.

На основании постановления администрации приказом управления образования и молодежной политики утвержден Порядок осуществления ВФК и ВФА. Обязанности по выполнению мероприятий возложены на экономический отдел и отдел учета, отчетности и финансирования управления. В ходе контроля установлено, что положениями об этих отделах, а также должностными инструкциями сотрудников полномочия по проведению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита не были закреплены. В настоящее время в положения и должностные инструкции внесены изменения.

Также проверена законность выполнения внутренних бюджетных процедур. Установлено, что в положениях о трех отделах и должностных инструкциях сотрудников отдела по работе с молодежью не были закреплены полномочия по осуществлению контроля за исполнением муниципальных заданий. Должностные инструкции и положения приведены в соответствие.

Кроме того, в нарушение постановления администрации № 302 сметы казенных учреждений утверждались заместителем руководителя управления, а не самим руководителем. Нарушение устранено.
Отмечено также, что управлением не в полной мере осуществлялся контроль за размещением подведомственными учреждениями информации о своей деятельности на официальном сайте в сети Интернет (www.bus.gov.ru), что привело к нарушениям сроков размещения данной информации, установленных приказом Минфина № 86н.

В настоящее время все выявленные проверкой нарушения и недостатки устранены.

Итоги проверки приняты депутатами к сведению.

4. Отчет о результатах проверки законности и результативности использования средств, выделенных учреждениям дополнительного образования детей в рамках МП «Развитие образования» в 2016 году и за 4 месяца 2017 года.

Заместитель председателя КСП отметила, что контрольное мероприятие проводилось по поручению Воронежской городской Думы в 7-ми из 17 учреждений дополнительного образования: МБУ ДО «Центр дополнительного образования «Реальная школа», «Центр дополнительного образования «Созвездие», «Детский эколого-биологический центр «Росток», «Городской центр профессиональной ориентации обучающихся», «Центр развития творчества детей и юношества», «Дом детского творчества», «Детско-юношеский центр». Результаты проверок, а также анкетирование 1,6 тыс. воспитанников и 1,5 тыс. родителей показали, что услуги, оказываемые данными учреждениями, востребованы и высоко оцениваются детьми и их родителями.

Вместе с тем, в деятельности проверенных учреждений выявлены отдельные нарушения, в том числе Бюджетного кодекса РФ, Гражданского кодекса РФ, Трудового кодекса РФ, Федеральных законов «Об образовании», «О контрактной системе в сфере закупок», других нормативных правовых актов федерального уровня и городского округа город Воронеж. Объем нарушений в денежном выражении оценивается на сумму 5,3 млн. руб.

Большинство нарушений носит системный характер, что свидетельствует о недостаточном контроле со стороны управления образования и молодежной политики за деятельностью подведомственных учреждений.
В частности, объемы финансового обеспечения выполнения муниципальных заданий на 2017 год для учреждений дополнительного образования определены управлением в отсутствие утвержденных нормативных затрат. Аналогичная ситуация сложилась и при формировании муниципальных заданий на 2018 год. Это нарушение содержит признаки административного правонарушения и подпадает под действие ст. 15.15.15 КоАП РФ.

Во всех проверенных учреждениях Положения об оплате труда не соответствовали постановлениям администрации городского округа № 467 и № 152. Учреждениями вводились дополнительные основания оказания материальной помощи (например, на санаторно-курортное лечение), установлены надбавки и выплаты, не предусмотренные постановлением (например, за заведование методическим кабинетом), либо самостоятельно изменены предельные размеры выплат (вместо «оклада» - в размере «заработной платы»), что нарушает требования ст.144 Трудового кодекса РФ. В общей сложности выплаты, не соответствующие нормативным правовым актам, составили порядка 4 млн.руб. По представлениям КСП Положения об оплате труда приведены в соответствие требованиям законодательства, выплаты производятся в соответствии с требованиями правовых актов.

Проверка расходования фонда оплаты труда показала, что во всех проверенных учреждениях в 2016 году уровень средней заработной платы педагогических работников, установленный распоряжением Правительства (90% к средней заработной учителей в Воронежской области, что составляло 23 054,49 руб.), не достигнут, и варьируется от 68,6% в Городском центре профессиональной ориентации обучающихся до 89,4% в Доме детского творчества. В настоящее время учреждениями приняты меры по увеличению средней заработной платы: оптимизированы ставки, сокращены совместители, увеличены объемы выплат стимулирующего характера.

В ходе контрольного мероприятия установлено, что имели место различные подходы при формировании штатных расписаний проверенных учреждений. Это обусловлено тем, что в соответствии с Федеральным законом «Об образовании» штатные расписания формируются директорами учреждений самостоятельно, при этом какие-либо методические рекомендации по их формированию в городском округе не были утверждены. По предложению КСП разработано и принято соответствующее решение Думы, штатные расписания учреждений упорядочены.

Во всех учреждениях выявлены нарушения норм Федерального закона № 44-ФЗ, большинство из которых содержат признаки административных правонарушений. Установлены также случаи 100%-ного авансирования поставщиков, что противоречит решениям о бюджете.

Проведенные проверки также выявили недостаточность материально-технической базы: в учреждениях явно не хватает современного оборудования, что не позволяет расширить количество программ научно-технического профиля.

На сегодняшний день на стадии решения остаются вопросы регистрации права оперативного управления на помещения Центром «Созвездие» и Центром профессиональной ориентации.

Итоги проверки приняты депутатами к сведению.

5. Отчет о результатах проверки законности и результативности использования бюджетных средств, выделенных дошкольным учреждениям  в рамках МП «Развитие образования» в 2016 году и 1 полугодии 2017 года.
Проверка была проведена по предложению главы города, проверено 10 детских садов. В ходе проверки были установлены отдельные нарушения и недостатки:

В нарушение требований п.1.9. СанПиН 2.4.1.3049-13 при комплектовании групп не выдерживаются установленные нормативы площади игровых комнат. Данный факт указывает на дополнительную потребность в детских дошкольных учреждениях.

Локальные акты учреждений (МБДОУ №№ 3, 9, 65, 149, 198), регулирующие систему оплаты труда, не соответствовали примерному Положению об оплате труда, утвержденному решением Воронежской городской Думы от 28.05.2014 № 1515-III: штатная численность персонала в учреждениях превышала рекомендованную; выплаты отдельным сотрудникам производились в отсутствие оснований. По результатам проверки в локальные акты учреждений внесены изменения, штатные расписания приведены в соответствие решению Воронежской городской Думы.

В детских садах 139, 176, 198 были выявлены факты принятия работ при проведении капитального ремонта, которые фактически выполнены не были на сумму 95 тыс.руб., что свидетельствует об отсутствии должного контроля со стороны заказчика. По итогам проверки подрядными организациями были выполнены дополнительные работы.

В рамках контрольного мероприятия проверена деятельность двух детских садов, приобретенных городом в 2014 году: детский сад № 170 по ул. Острогожская, 168п (застройщик ООО «Карат») и № 187 по ул. 45 Стрелковой дивизии, 226б (ООО «Инстеп»). В ходе эксплуатации здания детского сада № 170 выявлены недостатки в работах, выполненных ООО «Карат». По выявленным фактам были направлены представления в управление имущественных и земельных отношений, а также руководителю учреждения.

Для принятия мер по понуждению подрядчика к исполнению гарантийных обязательств управлением имущественных и земельных отношений в январе 2018 года проведено рабочее совещание с участием руководителя управления строительной политики, ООО «Карат», заведующей детского сада. По итогам совещания утвержден срок устранения недостатков – до 30.09.2018.

По результатам проверки также отмечены нарушения, допущенные большинством учреждений при исполнении норм Федерального закона «О контрактной системе»: несвоевременное размещение плана-графика, информации об исполнении контрактов и отчетов об исполнении контрактов. Практически все выявленные нарушения влекут административную ответственность. Во исполнение представлений КСП по данным фактам контрактные управляющие привлечены к дисциплинарной ответственности. В учреждениях изданы приказы об усилении контроля за исполнением требований 44-ФЗ.

Необходимо отметить, что детскому саду 198 оказывалась финансовая поддержка за счет средств некоммерческого благотворительного фонда «Образование». Создание фонда не противоречит действующему законодательству, однако учитывая, что единственным источником формирования имущества фонда являются средства родителей воспитанников и, принимая во внимание, что часть средств направлялась на содержание фонда по итогам контрольного мероприятия КСП предложено учреждению добровольные пожертвования зачислять непосредственно на лицевой счет детского сада, что позволит обеспечить полноценный контроль за использованием родительских средств. Предложение КСП принято, фонд ликвидирован, добровольные пожертвования родителей зачисляются на внебюджетный счет учреждения.

По итогам рассмотрения материалов проверки депутатами ВГД принято решение направить информацию в прокуратуру города Воронежа.

6. Отчет о результатах проверки законности и результативности расходования средств на оказание услуг по организации питания в общеобразовательных учреждениях в рамках исполнения требований Федерального закона № 44-ФЗ (СОШ №№ 2, 3, 5, 6, 18, 35, 36, 48, 70, 81, гимназия им. Кольцова).

Проверка проведена по предложению главы городского округа. Проверено оказание услуг по организации горячего питания, которые закупались путем проведения совместных конкурсов с ограниченным участием, а также оказание услуг за родительские средства – в буфетах и по договору с организатором горячего питания.

Питание школьников в городе организовано в соответствии с распоряжением 821-р, а также Дорожной картой, в которой определен перечень мероприятий для увеличения охвата и улучшения качества питания. В рамках проверки был подробно проанализирован вопрос охвата обучающихся горячим питанием. В итоге КСП предложила управлению разработать прозрачную методику расчета показателей по охвату обучающихся горячим питанием. Методика должна быть разработана до начала нового учебного года.

Льготные категории в проверенных школах питанием обеспечены в полном объеме, учреждениями также предпринимаются меры для привлечения средств родителей. Только в СОШ № 5 и № 36 полдники учащимся не предоставлялись, что является нарушением СанПиН. В настоящее время, по информации школ, ведется работа с родителями по организации полдников.

Еще одна возможность получения питания – это буфеты. Они организованы во всех учреждениях, и буфетная продукция пользуется большой популярностью у учащихся. На момент проверки в 7 школах буфеты работали без оформления договорных отношений, поскольку отсутствовало согласование руководителем УИЗО на размещение торгового места. Это связано с поздним обращением в УИЗО самих учреждений, и на это следует обратить внимание в этом году.

Нарушения Федерального закона № 44-ФЗ во многом идентичны другим проверкам. Среди основных – некорректное составление планов-графиков, неразмещение информации в единой информационной системе, несоответствие контрактов конкурсной документации. При проверке исполнения контрактов было обращено внимание на отсутствие конкретных сроков и порядка приемки услуг. Это не только нарушает требования ст. 94 Федерального закона № 44-ФЗ, но и, как показала проверка, может привести к серьезным нарушениям сроков оплаты. Такие нарушения установлены во всех 11 проверенных учреждениях. Во исполнение рекомендаций КСП в типовые контракты внесено условие о сроках приемки услуг, управлением для подведомственных учреждений издан приказ о сроках оплаты, виновные должностные лица привлечены к дисциплинарной ответственности.

Заместитель председателя КСП отметила, что с каждым годом в организации питания Палата наблюдает все больше положительных сдвигов. Увеличился охват обучающихся горячим питанием, в том числе за счет родительских средств. Проверкой установлено меньше нарушений законодательства о контрактной системе. Это подтверждается и результатами анкетирования: 88% учащихся и 78% родителей из двух с половиной тысяч опрошенных довольны организацией питания, как в школьных столовых, так и в буфетах. Стало меньше замечаний по качеству и ассортименту блюд.

Осенью 2018 года Контрольно-счетной палатой запланирована очередная проверка организации школьного питания.

Итоги проверки приняты депутатами к сведению.