Контрольно-счетная палата
городского округа город Воронеж
КСП

КСП
  ОСНОВНОЕ МЕНЮ   МЕНЮ РАЗДЕЛА

Изменения законодательства о контрактной системе

Изменения законодательства о контрактной системе

18.04.2019

Государственной Думой 18 апреля в третьем чтении принят законопроект (№ 682010-7), предусматривающий совершенствование отдельных положений о закупках. Данный законопроект подготовлен во исполнение перечня поручений Президента РФ и Правительства РФ в целях совершенствования заключения и исполнения контрактов, в том числе на выполнение строительных работ, а также сокращения сроков проведения процедур закупок.

С принятием законопроекта изменятся правила планирования закупок. Так, предлагается исключить обязанность заказчика по составлению плана закупок, оставив только план-график. План-график будет формироваться на срок, равный сроку действия закона или муниципального правового акта о бюджете. Правительство установит единые для всех заказчиков требования к новой форме плана-графика, а также правила его составления и размещения.

Также планируются исключить обязанность заказчиков по составлению отдельного обоснования закупок по утвержденной Правительством РФ форме. Закупка будет признаваться обоснованной при ее соответствии целям закупки и правилам определения НМЦК. Также как и ранее по результатам аудита и контроля в сфере закупок закупка может быть признана необоснованной.

Законопроектом предлагается наделить заказчика правом осуществления закупки по цене за единицу товара (работы, услуги) вне зависимости от объекта закупки при условии невозможности заранее определить ее объем. В таком случае потребуется обоснование цены единицы товара, начальной суммы цен указанных единиц и максимальное значение цены контракта с учетом правил нормирования закупок.

В случае закупки на строительство (реконструкцию, капитальный ремонт) или снос объекта капитального строительства закрепляется обязанность заказчика разместить в ЕИС утвержденную проектную документацию. В свою очередь участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе дает согласие на выполнение работ на условиях документации о закупки, без предоставления дополнительных сведений.

Изменения затронут требования к существенным условиям контракта, в частности:

– предусматривается, что в случае, когда при заключении контракта невозможно заранее определить количество поставляемых товаров (работ, услуг) – контракт должен содержать порядок их определения по заявкам заказчика;

– для контрактов с поэтапным исполнением цена каждого этапа устанавливается в размере, сниженном пропорционально снижению НМКЦ по итогам закупки;

– вводится возможность определения пени или штрафа в ином порядке (не предусмотренном законом № 44-ФЗ), если такой порядок предусмотрен другими нормативными правовыми актами РФ;

– Минфин России наделяется правом утверждения типовых контрактов, типовых условий контрактов;

– в контракт будут включаться условия о порядке и сроке предоставления поставщиком обеспечения гарантийных обязательств при установлении в документации о закупке соответствующих требований. В таком случае оформление документа о приемке станет возможным только после предоставления поставщиком обеспечения в соответствии с контрактом;

– при поэтапном исполнении контракта аванс будет выплачиваться также поэтапно в размере пропорциональном цене соответствующего этапа;

– вводится возможность установления в контракте сроков оплаты в ином порядке (а не только в течение 30 дней с даты подписания документа о приемке), если законодательством РФ предусмотрены другие сроки оплаты;

– конкретизируются сроки возврата заказчиком обеспечения исполнения контракта: не более 30 дней с даты исполнения обязательств поставщиком, а при закупке у СМП или СОНКО – не более 15 дней.

Также изменения затронут правила подтверждения добросовестности участника закупки в качестве антидемпинговой меры. Предлагается единый подход – добросовестность участника закупки подтверждается наличием в реестре контрактов информации об исполнении им в течение 3-х лет до даты подачи заявки 3-х контрактов без применения неустоек (штрафов, пеней). При этом цена 1-го из таких контрактов должна составлять не менее 20% НМЦК.

В целях исключения излишних временных затрат заказчиков при осуществлении закупки проектом предусмотрено:

– сокращение срока размещения извещения до 1-го дня с момента изменения плана-графика независимо от случая осуществления закупки;

– повышение ценового порога, допускающего проведение электронного аукциона с сокращенным сроком подачи заявок (7 дней) с 3-х до 300 млн рублей (до 2 млрд – при осуществлении закупок на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства);

– исключение обязанности заказчика публиковать извещение о проведении закупки у единственного поставщика.

Также предлагается предусмотреть порядок подтверждения соответствия участника закупки на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства дополнительным требованиям к опыту путем размещения соответствующих документов в реестре участников закупок (а не в составе заявки участника как сейчас).

Участники закупок, проводимых в соответствии со ст. 30 Закона № 44-ФЗ (СМП или СОНКО) освобождаются от предоставления обеспечения исполнения контракта при подтверждении добросовестности: подтверждается наличием в реестре контрактов информации об исполнении в течение 3-х лет до даты подачи заявки 3-х контрактов без применения санкций. При сумма цен таких контрактов должна быль не менее НМЦК.

Проектом повышается пороговое значение при закупке у единственного поставщика по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ – со 100 до 300 тыс.руб.

Предусмотрено дополнение ст.  95 Закона № 44-ФЗ новыми основаниями для изменения существенных условий контракта:

– при изменении объема и (или) видов выполняемых работ по контракту на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства, сохранение объектов культурного наследия – допускается изменение цены контракта не более чем на 10% с учетом бюджетного законодательства РФ;

– при возникновении обстоятельств, не зависящих от сторон контракта по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, сохранению объектов культурного наследия влекущих невозможность его исполнения (например, при внесении изменений в проектную документацию).

В данном случае требуется соблюдение ряда условий: контракт заключен на срок не менее 1 года; цена контракта превышает предельное значение, которое установит Правительство РФ; издание решения Правительства РФ, высшего исполнительного органа региона или местной администрации для закупок соответствующего уровня.

Вносимые изменения не должны привести к увеличению срока выполнения работ и (или) цены контракта более чем на 30%. Однако, сроки внесения изменений в ПСД в срок исполнения контракта включены не будут.

– при невозможности по независящим от сторон обстоятельствам исполнения в установленный срок контракта по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, сохранению объекта культурного наследия, а также при его неисполнении по вине подрядчика допускается однократное изменение такого срока на срок, не превышающий первоначальный срок исполнения контракта. Условием такого изменения является уплата подрядчиком всех предъявленных штрафных санкций (при неисполнении по вине подрядчика) и предоставление обеспечения исполнения контракта с учетом нового срока выполнения работ;

– в случае заключения контракта с единственным поставщиком в соответствии с п. 1, 8, 22, 23, 29, 32, 34, 51 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ (услуги естественных монополий; коммунальные услуги, услуги по газоснабжению, подключению к сетям; услуги по управлению многоквартирным домом; услуги по содержанию, ремонту, охране помещений, переданных заказчику в безвозмездное пользование или оперативное управление; электроэнергия или услуги по энергоснабжению; аренда нежилых зданий и помещений). Указанные изменения позволят заказчику, в том числе изменить срок и цену таких контрактов без необходимости заключения нового контракта.

В проекте исключаются случаи обязательного привлечения внешних экспертов для экспертизы результатов исполнения контракта при закупке у единственного поставщика (ч. 4 ст. 94 Закона № 44-ФЗ). Вместе с тем, Правительство РФ сохраняет за собой полномочия установить случаи обязательного привлечения внешних экспертов.

В целях устранения дублирования информации, включаемой в реестр контрактов и в раздел ЕИС об отчетах заказчиков, планируется исключить требование о размещении заказчиком отчета об исполнении контракта (ч. 9 – 12 ст. 94 Закона 44-ФЗ признаются утратившими силу).

Законопроектом также предлагается наделить заказчика правом заключения контракта с участником закупки, которому присвоен 2-ой номер по итогам проведения конкурентной процедуры в случае расторжения контракта. При расторжении контракта в связи с односторонним отказом предварительно требуется внесение информации в реестр недобросовестных поставщиков. Указанное положение позволит сократить временные затраты в связи с необходимостью осуществления новой закупки после расторжения контракта.

Изменения, внесенные законопроектом, должны заработать с 01.07.2019 за исключением отдельных положений, для которых ст. 2 проекта установлены другие сроки введения в действие. При этом заказчики продолжат вести планы-графики по-старому до конца 2019 года, но правила об изменении планов-графиков за 1 день до публикации извещения или заключения контракта с единственным источником могут вступить в силу уже с 1 июля.