Утверждены Общие требования к реализации полномочий администратора доходов бюджета по взысканию дебиторской задолженности
02.05.2023Приказом Минфина России от 18.11.2022 № 172н утверждены Общие требования к регламенту реализации полномочий администратора доходов бюджета по взысканию дебиторской задолженности по платежам в бюджет, пеням и штрафам по ним. Документ вступил в силу – 10.01.2023.
Согласно данному приказу Минфина администраторам доходов бюджетов бюджетной системы РФ в 2-месячный срок со дня вступления в силу приказа (до 10.03.2023) необходимо разработать и установить по согласованию с главными администраторами Регламенты. В дальнейшем внесение изменений в Регламент или его отмена должны быть также согласованы главным администратором.
Указанный правовой акт не распространяется на администрирование платежей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, о таможенном регулировании.
Регламент должен устанавливать:
1) перечень мероприятий по реализации администратором полномочий, направленных на взыскание дебиторской задолженности по доходам по видам платежей (учетным группам доходов), включающий мероприятия по:
недопущению образования просроченной задолженности, выявлению факторов, влияющих на ее образование;
урегулированию задолженности в досудебном порядке (со дня истечения срока уплаты до начала работы по принудительному взысканию);
принудительному взысканию дебиторской задолженности;
наблюдению за платежеспособностью должника;
2) сроки реализации каждого мероприятия в рамках полномочий администратора, направленных на взыскание дебиторской задолженности;
3) перечень структурных подразделений (сотрудников) администратора, ответственных за работу с задолженностью;
4) порядок обмена информацией (первичными учетными документами) между структурными подразделениями (сотрудниками) администратора, а также с подразделениями (сотрудниками) бухгалтерии, сотрудниками главного администратора.
Мероприятия по недопущению образования просроченной дебиторской задолженности, выявлению факторов, влияющих на ее образование, включают:
1) контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей, в том числе:
за фактическим зачислением платежей в размерах и сроки, установленные законодательством, договором (контрактом);
за погашением (квитированием) начислений в ГИС ГМП;
за исполнением графика платежей в связи с предоставлением отсрочки или рассрочки уплаты и погашением задолженности, а также за начислением процентов за предоставленную отсрочку или рассрочку и пени (штрафы) за просрочку уплаты платежей;
за своевременным начислением неустойки (штрафов, пени);
за своевременным составлением первичных учетных документов, обосновывающих возникновение дебиторской задолженности или оформляющих операции по ее увеличению (уменьшению), а также передачей документов для отражения в бюджетном учете в бухгалтерию;
2) проведение инвентаризации расчетов с должниками, включая сверку данных на основании информации в ГИС ГМП;
3) проведение мониторинга финансового (платежного) состояния должников, в том числе при инвентаризации, в частности, на предмет:
наличия сведений о взыскании в рамках исполнительного производства;
наличия сведений о возбуждении дела о банкротстве;
4) иные мероприятия, проводимые по решению администратора.
Мероприятия по урегулированию задолженности включают:
направление требования должнику (в случаях, когда денежное обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условия, позволяющего определить этот срок, а равно в случаях, когда срок определен моментом востребования);
направление претензии должнику в досудебном порядке в установленный законом или договором (контрактом) срок досудебного урегулирования в случае, когда претензионный порядок предусмотрен законодательством, договором;
рассмотрение вопроса о возможности расторжения договора (контракта), предоставления отсрочки (рассрочки), реструктуризации задолженности в порядке и случаях, предусмотренных законодательством;
направление в уполномоченный орган по представлению в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований с учетом Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.05.2004 № 257, уведомлений о наличии задолженности при предъявлении (объединении) требований в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве;
иные мероприятия, проводимые по решению администратора.
Мероприятия по принудительному взысканию задолженности включают:
подготовку необходимых материалов и документов, а также подачу искового заявления в суд;
обеспечение принятия исчерпывающих мер по обжалованию актов государственных органов и должностных лиц, судебных актов о полном (частичном) отказе в удовлетворении заявленных требований при наличии к тому оснований;
направление исполнительных документов на исполнение в случаях и порядке, установленных законодательством;
иные мероприятия, проводимые по решению администратора, которые должны быть определены в Регламенте.
О разработке регламентов реализации полномочий администратора доходов бюджета по взысканию дебиторской задолженности по платежам в бюджет, пеням и штрафам по ним см. также письма Минфина России от 16.02.2023 № 23-01-06/12981, от 21.04.2023 № 23-01-12/36522.