Контрольно-счетная палата
городского округа город Воронеж
КСП

КСП
  ОСНОВНОЕ МЕНЮ   МЕНЮ РАЗДЕЛА

Состоялось расширенное заседание коллегии КСП

Состоялось расширенное заседание коллегии КСП

20.10.2023

19 октября состоялось расширенное заседание коллегии КСП, на котором рассмотрены результаты аудита эффективности деятельности администрации городского округа по строительству и реконструкции общеобразовательных школ в 2018 году – текущем периоде 2023 года.

В заседании приняли участие глава городского округа В.Ю. Кстенин, министр строительства Воронежской области А.М. Кулешов, председатель комиссии Воронежской городской Думы по градостроительной деятельности и земельным отношениям И.В. Кандыбин, заместители главы и руководители структурных подразделений администрации городского округа, а также представители ФГБОУ «ВГТУ» и ГБУ ДПО ВО «Институт развития образования имени Н.Ф. Бунакова».

Целью аудита стала оценка всего процесса – от включения объектов в программу до непосредственного использования в образовательном процессе всего, что создано и приобретено для школьников. Для формирования обоснованных выводов и предложений в ходе его проведения проанализирована деятельность администрации города по планированию и организации строительства и реконструкции новых школ. Дана оценка обоснованности и достижения целевых показателей муниципальных программ и Стратегии социально-экономического развития городского округа. Кроме того, проанализированы динамика жилищного строительства, демографические изменения, наполняемость городских школ учащимися и др. Проведены проверки управления строительной политики и МКУ «ДЕЗ КС», которые являются основными исполнителями мероприятий по строительству и реконструкции городских школ, а также 7-ми образовательных учреждений, здания которых введены в эксплуатацию в 2018-2019 годах, на предмет организации учета и обеспечения сохранности оборудования, приобретенного для организации учебного процесса.

С докладами о результатах аудита выступили председатель КСП Е.С. Литвинчук и аудитор С.В. Стариков.

1. Проверка показала, что все нормативные документы, необходимые для реализации мероприятий по строительству и реконструкции школ, в городе приняты. В первую очередь это Генплан, Стратегия социально-экономического развития, Программа комплексного развития социальной инфраструктуры, а также МП «Развитие образования», которой определен перечень объектов, планируемых к строительству или реконструкции, определены сроки и объемы финансирования мероприятий.

В проверяемом периоде в городе построены и введены в эксплуатацию 7 новых школ, что позволило обеспечить современными образовательными учреждениями жителей микрорайонов Шилово, Боровое, «Процессор», ЖК «Лазурный», «Озерки», «Олимпийский», а также Московского пр-та, ул. Ломоносова и Шишкова. Кроме того, новые пристройки позволили увеличить вместимость школ № 46, 84 и 77, которые были переполнены. Всего за 2018-2023 годы в городе было создано 11,5 тыс. новых учебных мест, что уже превышает аналогичный показатель, которого удалось достичь за предшествующие 20 лет.

В то же время, несмотря на беспрецедентные объемы строительства   проблема дефицита школьных мест в отдельных районах города остается актуальной по причине высоких темпов строительства нового жилья и прироста населения. Для его снижения сегодня в городе ведется строительство еще 3-х новых школ (на ул. Домостроителей, Покровская, Загоровского) и реконструкция школы № 45. На период до 2030 года запланировано строительство еще 16-ти объектов (10 школ и 6 пристроек). Это позволит создать еще порядка 21 тыс. новых учебных мест. 

При этом по итогам аудита Палата обратила внимание администрации города на необходимость включения в программы новых пристроек к школам, расположенным в застроенной части города, где возможность строительства новых школ ограничена из-за отсутствия достаточных для этого земельных участков. Кроме того, по итогам оценки текущей ситуации с наполняемостью школ управлению образования и управлению главного архитектора рекомендовано актуализировать целевые показатели муниципальных программ и нормативы градостроительного проектирования, используемые для определения потребности в школьных местах.

2. Проверка управления строительной политики, которое выступает заказчиком работ по строительству и реконструкции школ, показала, что в целом бюджетные средства расходуются по целевому назначению. В то же время выявлены системные недостатки в организации бухгалтерского учета объектов и оборудования, приобретенных в ходе строительства, что не способствует обеспечению сохранности муниципального имущества.

При заключении и исполнении контрактов управлением допущены нарушения Федерального закона № 44-ФЗ, а также приказа Минстроя России, регламентирующего особенности исполнения контрактов в сфере градостроительной деятельности. Основные из них – приемка работ по разработке ПСД в отсутствие положительных заключений госэкспертизы, неразмещение и несвоевременное размещение информации об исполнении контрактов в ЕИС. Допущены нарушения и со стороны подрядных организаций. Это – отступления от проектной документации, нарушения технических регламентов, и, как следствие, некачественное выполнение работ, несоблюдение сроков выполнения работ и иных условий контрактов и др. В указанных случаях общий размер неустоек и штрафов составил более 16 млн. руб., из которых большая часть уже поступили в бюджет.

По результатам обследований построенных школ установлены различного рода недостатки, часть из которых относится к гарантийным обязательствам подрядчиков, которые истекают в следующем году. Кроме того, в отдельных школах выявлено неиспользуемое в учебном процессе спортивное и иное оборудование. В связи с этим управлению строительной политики рекомендовано принять неотложные меры по устранению выявленных недостатков силами подрядных организаций, а управлению образования и молодежной политики – передать неиспользуемое оборудование в другие, менее оснащенные школы. В целом по итогам аудита для проверенных учреждений и структурных подразделений администрации города Палатой подготовлено более 120 предложений и рекомендаций, которые направлены не только на устранение выявленных нарушений и недостатков, но и на повышение эффективности мероприятий по строительству и реконструкции школ, использования вновь созданного и приобретенного имущества и др. Все они отражены в представлениях КСП, внесенных по итогам проверки, которые находятся на контроле.

В ходе обсуждения результатов аудита выступил Министр строительства Воронежской области А.М. Кулешов, который указал на необходимость устранения выявленных нарушений и недостатков, в частности, по надлежащей организации учета капитальных вложений и приобретаемого в ходе строительства оборудования. Данный вопрос актуален не только в городе, но и в районах области, где также осуществляется строительство социальных объектов. Главой городского круга В.Ю. Кстениным руководителям структурных подразделений администрации даны соответствующие поручения, установлены сроки их исполнения. Все эти вопросы остаются на контроле Палаты.