Контрольно-счетная палата
городского округа город Воронеж
КСП

КСП
  ОСНОВНОЕ МЕНЮ   МЕНЮ РАЗДЕЛА

Планируется изменение законодательства в сфере теплоснабжения

Планируется изменение законодательства в сфере теплоснабжения

19.04.2024

Государственная Дума РФ в первом чтении приняла законопроект № 513229-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О теплоснабжении» (в части повышения надежности и безопасности систем теплоснабжения). Проект внесен Правительством РФ.

Законопроектом предлагается внести изменения в Закон о теплоснабжении с учетом разработки (внесения изменений) в действующие нормативные правовые акты в его исполнение, в части:

1) Закрепления полномочия по установлению критериев надежности теплоснабжения потребителей за Правительством РФ.

2) Установления обязанности быть готовыми к отопительному периоду для муниципальных образований, теплоснабжающих организаций и теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены (технологически присоединены) к системе теплоснабжения.

В действующей редакции ст. 20 ФЗ № 190 обязанность быть готовым к отопительному периоду для муниципальных образований, теплоснабжающих организаций и теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии не установлена, и при проведении оценки готовности к отопительному периоду в случае их неготовности ответственность не предусмотрена.

Действующая редакция статьи 9.24. КоАП предусматривает ограниченный перечень оснований привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о теплоснабжении, связанные, в основном, за нарушение порядка разработки и утверждения схем теплоснабжения.

Проектом предусматривается закрепление соответствующей материальной нормы о готовности к отопительному периоду ответственных лиц. Таким образом, невыполнение требований по обеспечению готовности к отопительному периоду будут квалифицироваться в качестве действий (бездействий) ответственных лиц и составлять объективную сторону административного правонарушения.

Основанием для привлечения к административной ответственности также будет являться неустранение выявленных нарушений, указанных в акте, содержащем оценку обеспечения готовности к отопительному периоду, а также необеспечение готовности к отопительному периоду в установленные актом сроки. Соответствующий проект федерального закона о внесении изменений в КоАП разрабатывается Минэнерго России.

В качестве нового законодательно закрепленного обязательного требования, предъявляемого к муниципальным образованиям при оценке их готовности к отопительному периоду, предлагается установить наличие утвержденной (актуализированной) схемы теплоснабжения.

Отметим, что Минэнерго России в 2022-2023 годах проводило выборочный анализ схем теплоснабжения. Так, по состоянию на 1 января 2024 года утвержденные (актуализированные) в установленном порядке схемы теплоснабжения имеются только у 2792 городских округов и поселений из 7596 (36,8%), в 471 (6,2%) городском округе и поселении схемы теплоснабжения не разрабатывались, а в 2698 городских округах и поселениях схемы теплоснабжения утверждены в 2012 – 2017 годах (35,5%) и до настоящего времени не актуализированы в установленном порядке.

3) Уточнения требований к содержанию схем теплоснабжения в части наличия в них предложений, обеспечивающих повышение надежности теплоснабжения, мероприятий по резервированию систем теплоснабжения.

Частью 5 статьи 23 ФЗ № 190 уже установлено, что при разработке схемы теплоснабжения должна быть обеспечена безопасность системы теплоснабжения, определяемая показателями, в том числе резервированием системы теплоснабжения. При этом, резервирование предполагает реализацию мероприятий в рамках одной системы теплоснабжения Проектом предлагается осуществлять резервирование систем теплоснабжения посредством создания тепловых сетей, обеспечивающих возможность работы источника тепловой энергии на несколько систем теплоснабжения, возможность организации «перетока» тепловой энергии из одной системы теплоснабжения в другую в случае аварийных ситуаций.

4) Установления полномочия по утверждению схем теплоснабжения поселений, городских округов, отнесенных к ценовым зонам теплоснабжения, за Минэнерго России.

На сегодня в соответствии с пунктом 4.4.19 Положения о Минэнерго России, Минэнерго России утверждает схемы теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения 500 тыс. человек и более, а также городов федерального значения (всего 39 городов).

5) Планируемые изменения в ФЗ № 190 потребуют разработки (внесения изменений) следующих нормативных правовых актов:

а) Разработки новых Правил обеспечения готовности к отопительному периоду, которые будут содержать: порядок подготовки к отопительному периоду; перечень обязательных требований по готовности к отопительному периоду;

б) Разработки нового Порядка проведения оценки обеспечения готовности к отопительному периоду, который будет содержать: требования к комиссии по оценке обеспечения готовности к отопительному периоду, срок проведения оценки, сроки составления акта оценки; критерии оценки обеспечения готовности к отопительному периоду (чек-листы); порядок расчета индекса готовности и определения уровня готовности на основании выполнения критериев оценки обеспечения готовности к отопительному периоду.

в) Внесение изменений в Требования к схемам теплоснабжения, том числе в части дополнения пункта 73 Требований к схемам теплоснабжения «Глава 11 «Оценка надежности теплоснабжения» требованиями по включению: результатов оценки вероятности аварийных ситуаций в системах теплоснабжения (потенциальных угроз); результатов расчетов гидравлических режимов тепловых сетей в условиях аварийных ситуаций в системах теплоснабжения.

Кроме того, в Требованиях к схемам теплоснабжения предлагается конкретизировать перечень аварийных ситуаций, которые следует рассматривать при оценке надежности теплоснабжения и проведении гидравлического расчета тепловых сетей (отказ основного оборудования источника теплоснабжения, отказ головного или магистрального участка тепловых сетей, прекращение топливоснабжения источника теплоснабжения и другое).

Отметим, что к проекту федерального закона ответственным комитетом Государственной думы (Комитет по энергетике) и комитетом-соисполнителем (Комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству) сформулирован ряд замечаний и предложений, которые будут учтены при его подготовке к рассмотрению во втором чтении.